Работа с людьми с ОВЗ
Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее ОВЗ).
Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Понятие и классификация:
В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
· с нарушением слуха;
· с дисфункцией речи;
· с патологией опорно-двигательного аппарата;
· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
· выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
· осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия:
- беседа с родителями
- изучение медицинской карты ребенка
- обследование физического развития
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
· организует взаимодействие педагогов;
· разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
· проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
· организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
· повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
· проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
· Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
· Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
· Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Воспитатель:
· проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
· воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
· организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
· применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
· консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Наши новости
07.03.2024
05.03.2024
22.02.2024
19.01.2024
18.01.2024
16.01.2024
15.01.2024
Работа с людьми с ОВЗ