Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). 01.02.2019г.
01.02.2019
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). 01.02.2019г.
1 февраля наш детский сад
посетила Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Стоит ли бояться комиссии и как она проходит?
Родители с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена!
Что такое ПМПК?
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательном учреждении и переводе в коррекционное учреждение.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению.
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, воспитатель (учитель) родители.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. По времени обследование занимает примерно час. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.
Что спрашивают на ПМПК?
· Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
· Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
· Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
· Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
· Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
o синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
o антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
o омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
· Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
· Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
· Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка дошкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК.
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
· Сможет ли ребенок обучаться в обычном саду или школе.
· Рекомендовано ли обучение в коррекционной группе (классе).
· Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Задачи ПМПк:
1. Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
2. Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
3. Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
4. Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
5. Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.
6. Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;
7. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
8. Выявление резервных возможностей развития детей;
9. Определение характера, продолжительности и эффективности
Специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в
данном образовательном учреждении возможностей;
10. Консультирование в ходе разрешения сложных или
конфликтных педагогических ситуаций;
11. Организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка
Функции ПМПК:
Экспертно – диагностическая
Информационно – аналитическая
Организационная
Методическая
Консультативная
Функция сопровождения
Просветительская
Виды ПМПК:
Плановые
(1 раз в год)
Внеплановые
(по запросу специалистов)
определение путей психолого - медико-педагогического сопровождения ребенка
принятие каких – либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам
выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно – развивающего маршрута
изменение направления коррекционно – развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности
динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы
изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учреждения)
Контингент детей, представленных на ПМПк:
- дети с психофизиологическими особенностями в развитии;
- дети с психосоматическими нарушениями в развитии;
- дети с речевыми нарушениями.
Надеемся, что статья была для Вас полезной.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). 01.02.2019г.
1 февраля наш детский сад
посетила Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Стоит ли бояться комиссии и как она проходит?
Родители с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена!
Что такое ПМПК?
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательном учреждении и переводе в коррекционное учреждение.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению.
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, воспитатель (учитель) родители.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. По времени обследование занимает примерно час. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.
Что спрашивают на ПМПК?
· Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
· Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
· Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
· Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
· Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
o синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
o антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
o омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
· Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
· Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
· Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка дошкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК.
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
· Сможет ли ребенок обучаться в обычном саду или школе.
· Рекомендовано ли обучение в коррекционной группе (классе).
· Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Задачи ПМПк:
1. Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
2. Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
3. Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
4. Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
5. Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.
6. Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;
7. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
8. Выявление резервных возможностей развития детей;
9. Определение характера, продолжительности и эффективности
Специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в
данном образовательном учреждении возможностей;
10. Консультирование в ходе разрешения сложных или
конфликтных педагогических ситуаций;
11. Организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка
Функции ПМПК:
Экспертно – диагностическая
Информационно – аналитическая
Организационная
Методическая
Консультативная
Функция сопровождения
Просветительская
Виды ПМПК:
Плановые (1 раз в год) |
Внеплановые (по запросу специалистов) |
определение путей психолого - медико-педагогического сопровождения ребенка |
принятие каких – либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам |
выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно – развивающего маршрута |
изменение направления коррекционно – развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности |
динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы |
изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учреждения) |
Контингент детей, представленных на ПМПк:
- дети с психофизиологическими особенностями в развитии;
- дети с психосоматическими нарушениями в развитии;
- дети с речевыми нарушениями.
Надеемся, что статья была для Вас полезной.
Наши новости
21.03.2024
07.03.2024
05.03.2024
22.02.2024
19.01.2024
18.01.2024
16.01.2024
Новости