Версия для слабовидящих

Доступная среда

     

Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 

(далее ОВЗ).

  Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

       Понятие и классификация:

      В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

·          с нарушением слуха;

·          с дисфункцией речи;

·          с патологией опорно-двигательного аппарата;

·          с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

·          с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

·          дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

        Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

        Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

·        выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

·        осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

·         возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

        

      Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.


       План изучения ребенка включает такие мероприятия:

 - беседа с родителями

 - изучение медицинской карты ребенка

 - обследование физического развития

 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.


Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В МБДОУ № 11 функционируют 14 групп общеразвивающей   направленности. На основании заключений ПМПК  для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.

Нормативные документы :

Конституция Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 17 февраля 2021 года)

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 19 декабря 2020 года)

Федеральный закон "О техническом регулировании" N 184-ФЗ

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" от 01.12.2014 N 419-ФЗ (последняя редакция)

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы (с изменениями на 27 декабря 2018 года) (утратило силу с 16.04.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363)

Конвенция о правах инвалидов

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (статьи 454 - 1109) (с изменениями на 28 апреля 2020 года) (редакция, действующая с 26 июня 2020 года)

Приказ об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (с изменениями на 18 августа 2016 года)

Письмо от 12 февраля 2016 года N ВК-270/07 Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования

Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Инструкция по оказанию услуг инвалидам и лицам с ОВЗ

Условия питания обучающихся с ОВЗ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 апреля 2013 года N 375 Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ростова-на-Дону (с изменениями на 15 декабря 2020 года)

ПИСЬМО от 14 января 2016 г. N 07-81 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЫПЛАТ КОМПЕНСАЦИИ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 сентября 2013 года N 585 Об утверждении государственной программы Ростовской области "Доступная среда" (с изменениями на 13 декабря 2018 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 июня 2017 года N 438 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 585

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 ноября 2015 года N 71 Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016 - 2020 годы"


В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 11 разработан паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным для  категорий инвалидов с нарушением слуха, с нарушением умственного развития.

Территория МБДОУ № 11 соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.

Состояние доступности основных структурно-функциональных зон.

№ п/п

Основные структурно-функциональные зоны

Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов

1.

Территория, прилегающая к зданию (участок)

ВНД (К, С), ДУ (О), ДЧ-И (Г,У)

2.

Вход (входы) в здание

ВНД (К, С), ДУ (О), ДЧ-И (Г,У)

3.

Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуции)

ДУ (К,Г,У), ВНД (С), ДЧ-И (О)

4.

Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)

ВНД (К,С), ДУ (О,Г,У)

5.

Санитарно-гигиенические помещения

ВНД (К,О,С), ДУ (Г,У)

6.

Система информации и связи (на всех зонах)

ДУ (К,О,Г,У), ВНД (С)

7.

Пути движения к объекту (от остановки транспорта)

-

8.

Все зоны и участки

ВНД (К,О,С), ДУ (Г,У)


Организация доступности объекта для инвалидов – форма обслуживания.

 

№ п/п

Категория инвалидов (вид нарушения)

Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)

1.

Все категории инвалидов и МГН

ВНД

 

В том числе инвалиды:

 

2.

Передвигающиеся на креслах-колясках

ВНД

3.

С нарушением опорно-двигательного аппарата

ВНД

4.

С нарушением зрения

ВНД

5.

С нарушением слуха

ДУ

6.

С нарушением умственного развития

ДУ


В МБДОУ№ 11 разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.

Инструктирование персонала

В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ № 11 создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

Работники МБДОУ № 11 прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное образование».

В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе использующие кресла-коляски
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (от 60 лет)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Цель современного образования – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает:

  • дошкольное воспитание
  • внешкольное образование
  • среднее общее образование
  • среднее профессиональное образование
  • высшее профессиональное образование

Им предоставляется возможность посещать ДОУ общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1. Учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты
спорта, средств обучения и воспитания, частично приспособлены для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья;
2. Доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья – имеется пандусы в ясельную группу и
пандус в основной вход в здание, коридоры и двери широкие, имеется
пассажирский лифт вместимостью на 13 человек или 1000 кг.;
3. Условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья такие же, как и для обычных воспитанников МБДОУ:
Для детей организовано четырёхразовое питание, которое состоит из:
- завтрака, на которые приходится 25% суточной пищевой ценности рациона
питания; (Второй завтрак предусмотрен в летний период);
- обеда (25%) и более калорийного, чем обычно;
- полдника (20-25%), (так называемый, уплотнённый полдник).
Ужин, на который остаётся 20-25% суточной пищевой ценности;
Рацион питания детей различается по качественному и количественному
составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп
детей в возрасте от 2 до 3 лет и от 4 до 7 лет.
4. Условия охраны здоровья для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья такие же, как и для обычных воспитанников МБДОУ;
5. Доступ к информационным системам и информационно-
телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья - на сайте МБДОУ имеется версия для слабовидящих;
6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается
доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – имеется, за
исключением лиц инвалидов с нарушением зрения, слуха;
7. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья –
не имеются;

       Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

·     организует взаимодействие педагогов;

· разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

·   проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

· организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

· повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

·   проводит консультативную работу с родителями.

Музыкальный руководитель:

·   Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей

·  Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий

·   Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 

Воспитатель:

· проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

·    воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

·   организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

· применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

·  консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 


Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)

 

 

  



© 2013 МБДОУ д/с № 11
Контактная информация

Адрес:

Телефон: