Версия для слабовидящих

Ознакомление дошкольников с родным краем.


Первые представления дошкольников 

о родном крае.

Первые представления о родном крае, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны.

При отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:

1.                Определять, какие воспитательные задачи можно решить, исходя из конкретного познавательного материала, как использовать воспитательные возможности данного познавательного материала.

2.                Отбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере способствует воспитанию патриотических чувств.

Младшая группа.

Круг интересов детей ужу выходит за пределы родного дома и детского сада. С родителями дети гуляют по улицам города, ездят со взрослыми за город, принимают участие в праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинает формироваться их интерес к социальной жизни; задача воспитателя – углубить и развить его.

Совершая целевые прогулки с малышами педагог рассказывает  им, например, про магазин, кинотеатр, клуб и в доступной форме объясняет их назначение.

Во время прогулки педагог рассказывает детям, где трудятся их родители: “Вон магазин, в таком же магазине  работает мама Димы.

Средняя группа.

Программа ознакомления детей пятого года жизни с родным краем может включать такие темы: “Улицы нашего города ”, “Село - город”, “Москва – главный и самый большой город нашей страны”, «Ростов-на-Дону – город герой».

Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство – улицу или двор… Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Воспитатель должен научить детей замечать все происходящее вокруг. В основе методики ознакомления детей с родными местами лежит умение педагога проводить наблюдения, опираясь на впечатления, получаемые детьми. Постепенно дети убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.

Проводя наблюдение или целевую прогулку, педагог должен одновременно заботиться о нравственном, умственном, эстетическом воспитании детей.

Знания, полученные детьми во время наблюдений и прогулок, способствуют развития их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют на темы: “Наш город Ростов-на-Дону”, “Наш новый детский сад”.

Дети средней группы должны знать, что если поехать на автобусе или на поезде, то можно увидеть много разных городов и сел, а самый большой и главный город страны – Москва. Все это на одном занятии расскажет воспитатель.

В ознакомлении детей с родным городом, ближайшими поселками, большая роль принадлежит родителям. Воспитатель в индивидуальной беседе либо на родительском собрании, расскажет родителям, с какими объектами, достопримечательностями целесообразно познакомить дошкольников этого возраста, почему это должна сделать семья, как провести то или иное наблюдение или поездку.

Понятия “город” или “село” легче усваиваются путем сравнения: дети рассматривают картины, изображающие сельский или городской пейзаж, сами рисуют село многоэтажные городские здания, с помощью воспитателя конструируют сельский постройки (дом, ферма и др.).

Знакомя детей средней группы со столицей нашей Родины, воспитатель должен сообщить им примерно следующее: главный город нашей страны называется Москва; в Москве есть Кремль, Красная площадь; в Москве есть много красивых зданий.

Рассматривание иллюстраций лучше всего провести за несколько дней перед занятием. Тогда на занятии дети будут более активны и смогут ответить, что изображено на картинках, что есть на Красной площади, каков Кремль и т.п. Занятие – беседа о Москве может быть проведено с использованием художественных произведений.

Старшая группа.

Пятилетние дети ужу значительно больше знают о своем родном городе или селе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы, уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.

Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, которые строят рядом с садиком, благоустройство города, села. Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного края имеет важное значение для воспитания чувства привязанности, любви к людям и к родным местам, интереса к делам взрослых.

Круг интересов и представлений детей воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям старшей группы дают довольно широкие знания о родной стране.

С пятилетними детьми воспитатель продолжает тему: “Город - село”. В зависимости от того, где живут дети – в селе или в городе, - последовательность ознакомления с этими понятиями будет разной… сельские дети сначала знакомятся с родным селом, а затем раскрывается понятие “город”. Городских детей сначала знакомят с родным городом, а затем подводят к осознанию понятия “село”. Чтобы облегчить им процесс овладения этими знаниями, целесообразно использовать игры – занятия с макетами.

Пятилетние дети должны усвоить не только понятия “село” и “город”, но также новые для них понятия “столица”, “страна”; они ужу должны знать, что больше – село или город, город или страна.

В течение года воспитатель планирует 3 – 4 занятия, посвященных столице нашей Родины. Основная цель их: вызвать у детей интерес к самому большому и прекрасному городу нашей страны; подвести их к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать чувство восхищения и гордости красотой Москвы.

Нельзя представить себе современного человека любящего свою Родину, но не знающего произведений великих писателей, художников, композиторов.

С произведениями А.С. Пушкина дети впервые знакомятся в средней группе. Тогда воспитатель лишь называет имя поэта и показывает его портрет. В старшей группе ребята получают ужу более систематические и глубокие знания.

Подготовительная группа.

Знакомя детей с той местностью, где живут дети, с их родным краем, педагог ужу в гораздо большей степени обращает их внимание на исторические памятники и достопримечательности, находящиеся в родном городе. Воспитатель рассказывает, почему поставлен тот или иной памятник, какому событию или человека он посвящен. Очень важно, чтобы дети знали, чем знаменит их родной край, кто из великих людей здесь жил, какие подвиги, военные и трудовые, совершены на этой земле.

Дети подготовительной группы должны ужу достаточно хорошо уяснить для себя понятия “село”, “город”, “страна”.

Занятий посвященных нашей Родине, должно быть несколько: “Москва – столица России”, “Москва – самый красивый город нашей Родины” и т.д. Безусловно, проводя все эти занятия, воспитатель использует большой иллюстративный материал: картины, фотографии, иллюстрации к книгам, слайды, видео.

Большую помощь в проведении этих занятий оказывает художественная литература. Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений воспитатель планирует изобразительную деятельность детей (рисование и аппликация).

Более глубоким становятся и представления детей о климатических и природных зонах России.

Дети подготовительной группы интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты. Многие ребята под руководством взрослых в семье собирают фотографии космонавтов, марки и значки и т.д. Занятия будут интересны детям, если готовясь к ним, педагог сам познакомится с книгами о космонавтах, прочтет воспоминания о Ю.А. Гагарине, о его жизни и работе. В групповой библиотечке должно быть несколько книг о героях космоса, а также альбомы, сделанные руками ребят, детские рисунки на “космические” темы.

В подготовительной к школе группе углубляются знания детей о великих писателях, художниках, композиторах. 

© 2013 МБДОУ д/с № 11
Контактная информация

Адрес:

Телефон: