Версия для слабовидящих

Формирование чувства любви к природе родного края.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе.

Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

· Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

·   Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны;

· Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.

Интерес к природе появляется ужу в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление.     Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

   С детьми 3 – 4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременные, эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике. Постепенно границы наблюдений расширяются. Малышам доступно рассказывают о том, что дает нам природа.

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем. Однако, воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе.

  Первые трудовые поручения на участке воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому. Постепенно содержание труда в природе усложняется.

  Полезно организовать наблюдения за трудом старших дошкольников и совместную работу их с малышами.

   В средней группе необходимо развивать у детей интерес и любовь к природе, к ее красоте; приучать детей заботиться о животных, ухаживать за растениями.

  Знакомить дошкольников этого возраста с природой можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед.

 Ценность каждой встречи ребенка с природой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве.

 Готовясь к проведению прогулки или экскурсии, воспитатель должен не только четко продумать ее программное содержание. Экскурсию целесообразно строить так, чтобы на каждом ее этапе решалась одна из поставленных задач: расширить и уточнить знания; воспитывать положительное отношение к природе; пробуждать эстетические чувства.

 Воспитатель учит детей не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать постепенно связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. Для этого педагог использует различные методы и приемы.

Конечно, в среднем дошкольном возрасте появляются лишь первые ростки бережного, действенного отношения к природе, но и это имеет очень большое значение, ибо, как писал В.А. Сухомлинский, важно не только, “сколько деревьев посадил каждый ребенок, а то, чем стало для него хотя бы единственное деревце, как оно вошло в его сердце…”.

В старшей группе по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общений с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе. Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой.

В старшей группе педагог проводит беседы о труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей природе, воспитывают у них чувство гордости за труд человека.

  Во второй половине года в старшей группе можно проводить беседы об охране природы, о создании заповедников.

  Воспитатель побуждает детей к труду в природе, постепенно у них воспитывается умение замечать необходимость своего труда и проявлять инициативу.

В старшей группе труд становится более разнообразным, систематическим, инициативным и несет определенную физическую нагрузку.

У детей подготовительной к школе группы возникает интерес к природе родного края, к разнообразию флоры и фауны всей нашей страны. Где бы ни находился детский сад, воспитатель обязательно должен изыскать возможность, чтобы продемонстрировать детям экологические особенности таких природных зон, как луч, поле, лес, пригорок, степь, познакомить с трудом человека в природе. Большую помощь детскому саду в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой может оказать семья.

Если в детском саду есть телевизор, то иногда полезно посмотреть с детьми некоторые телепередачи из серии “В мире животных”, сделать презентации для детей «Из жизни животных крайнего севера», или «Животные жарких стран», «Животные дикого леса».

  Педагог углубляет и расширяет представления детей о труде людей по преобразованию природы.

  Детям подготовительной группы уже доступны довольно сложные, эмоционально насыщенные стихотворные произведения. Поэтому воспитатель может широко использовать на занятиях и в свободное время пейзажную лирику: “Уж небо осенью дышало…”.

   Передавать свое отношение к природе ребенок может в творческом рассказе или придуманном им самим стихотворении.

  При обучении рассказыванию не только развивается связная и выразительная речь ребенка, но и создаются предпосылки для развития умения передавать свое отношение к природе в речевой деятельности.

  Интересны и доступны детям и другие формы выражения своего отношения к природе, например, создание “живых” картинок из цветов и фруктов.

    Показателем эмоционально–положительного отношения к природе является интерес детей к организации выставок “Донские осенины”. С большим удовольствием ребята делают из шишек, веток, желудей забавные игрушки, сувениры.

Заключение.

   Итак, в заключении можно отметить, что возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т.д.

  Детей дошкольного возраста чаще всего называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни.

   Учет возрастных особенностей особенно важен при отборе содержания, форм и методов работы с дошкольниками как средства патриотического воспитания.

    Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраске каждому путешествию в окружающий мир.

  Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и т.д.

  Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

  В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. С.А.  Козлова “Мой мир” (приобщение ребенка к социальному миру). Линка-Пресс, Москва 2000г.

2. Л.В. Пименова “Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста”.

3.    Г.Н. Данилина “Дошкольнику – об истории и культуре России”. (пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2005 годы”. АРКТИ, Москва 2004г

© 2013 МБДОУ д/с № 11
Контактная информация

Адрес:

Телефон: