Версия для слабовидящих

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок


В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Сейчас мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.

Дети дошкольного возраста - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2 – 3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению.

Наряду с этим существует противоречие между необходимостью проведения данной работы с детьми дошкольного возраста и тем, что в программе «Детство» тема «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок» практически не затрагивается.

Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок в соответствии с лучшими тради­циями педагогики.

Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек- матерей.

Цель театрализованной  деятельности: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.

3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.

4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок является долгосрочной и рассчитана на три года. Средний, старший и подготовительный возраст.

Итак, система работы по воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группах должны быть созданы:

- театральная зона с различными видами кукольного театра;

- уголок уединения, в котором ребёнок может побыть один, «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;

- гримёрная - где дети учатся наносить нужный грим;

- ширма для показа всех видов кукольного спектакля, настольный театр, театр на руке, стендовый театр, театр «живой куклы».

В результате можно показывать Театрализацию  русских народных сказок - на праздниках, развлечениях

Дети,  на выходе из ДОУ имеют знание русских народных обычаев и традиций; используют в повседневной жизни потешки, песни, прибаутки; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение; овладевают  навыками народно-прикладного творчества.

Таким образом, система, организованная в ДОУ, направленная на воспитание нравственной личности ребёнка, приобщении его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, даёт положительные результаты. Данную работу следует активно развивать и  продолжать, находя новые методы, приёмы.

© 2013 МБДОУ д/с № 11
Контактная информация

Адрес:

Телефон: